СПОЙЛЕРНОИ да, я наверное оптимист и немножечко зануда, маленько дефачка-дефачка и не желаю быть объективной (почти, почти не желаю), но мне очень понравилось.
К своему финалу Моффат придумал новых "монстров", которые и монстрами-то не являются, как выяснилось. Впечатлили ли Свидетельство внешне? Нет, пожалуй, нет. Таких ребят я уже видела где-то в рекламе моторного масла Впечатлили ли по сути? Пожалуй, да. Хороший ли сюжет? Нет, если смотреть на него с точки зрения "а че приготовили эти монстры, как с ними бороться". Сюжет хороший, если воспринимать эту серию, как второй Хевенсент вот только вместо простынки там целая компания персонажей. И Двенадцатый Доктор снова бьет кулаком в стену, на сей раз его разрывают противоречия: умереть или жить, регенерировать или остаться собой. Так что это битва с самим собой, с неготовностью снова терять близких, вселенская усталость и печаль, потому что он опять одинок. А быть один Доктор не умеет, не может, это всегда для него плохо заканчивается. И вот всю серию он пытается сломать стену.
"А нельзя мне просто отдохнуть?".
Нельзя. Ведь это он, тот самый "парень, который слоняется, исправляя всё, что идет не так". И это уже не совсем его жизнь, он давно подарил ее Вселенной - глупенькой старой Вселенной, которая без него не справится. Потому что он уже вмешался и теперь проблемы сыпятся как снежный ком. Чем больше вмешательств в течение времени, тем больше работы у Доктора. Беличье колесо.
И вот он сюжет бессюжетного спешла, регенерация Доктора, а не работа невидимых Свидетельств. Что такое Свидетельства? Человеческая технология - однотипное тело и множество человеческих воспоминаний, втиснутых в их безграничный жесткий диск.
Тогда кто же такой этот Доктор? Единая память и разные лица. Как звуковая отвертка: одна и та же технология и разные корпуса. Так одно ли это существо? Доктор никак не хочет верить, что перед ним Билл, он ищет чего-то еще помимо воспоминаний, что-то, что делает Билл той самой Билл, которую он знал. А надо ли искать что-то еще? Нужно ли Доктору всегда существовать в одном теле, чтобы при этом быть Доктором? Множество вопросов, над которыми можно думать безгранично долго и философствовать, философствовать...
Так что не там мы ищем сюжет, не там. При этом серия не такая гладкая, как множество других до нее, но что-то мне подсказывает, что после пары пересмотров я ее по-настоящему полюблю. Это даже не серия в полной мере - это "последнее Ура", финальная вечеринка Доктора, на которую приглашены все его воплощения - где-то в виде музыкального видеоряда, где-то в цитатах, а кое-кто непосредственно.
Тот, кто посмеет ругать Брэдли, получит от меня в челюсть. Потому что Брэдли - потрясающий Первый Доктор. И всё это нытье в духе "у него голос не похож на Хартнелла, у него челюсть другая" - всё это бред. Хартнелл умер, земля ему пухом. Второго Хартнелла нет и не будет никогда (разве что технология Свидетельства реально заработает через миллиарды лет - и его память сохранят, но... Хосподи, это утопия какая-то). Зато есть Брэдли. И он сыграл свою роль уместно, правильно и очень по-докторски. Он - прекрасный актер и сделал всё, что мог, чтобы стать Хартнеллом.
Признаться, я словила спойлер еще до просмотра, ибо у нас фильм показывали только 26-ого, хоть я и отключила вообще все источники, которые могли мне принести спойлеры, эта хрень всё-равно просочилась в виде Клары и злосчастных груш. Ну да ладно... Пожалуй, Моффат поступил правильно, позволив Доктору вернуть его воспоминания о Кларе. Не знаю, сколько реально в этом фансервиса, но это просто справедливо. Если с Донной всё сложилось очень и очень печально, то с Доктором такой ход мог в итоге аукнуться каким-нибудь косяком для будущих сценаристов, ибо совершенно неясно, как ссылаться на предыдущие сезоны, если Доктор оттуда помнит только какие-то факты. И никаких важных деталей. Но это опять же чисто технические моменты. По-человечески мне это было увидеть приятно. Вот Нардол стал реальным сюрпризом. Ну не совсем Нардол... (К слову, мы с утра обсуждали, какой критерий запрограммирован в системе Свидетельства. Ведь это технология так или иначе. А значит, должен быть критерий выбора - кого записывать. Так как же туда попал Нардол, если он не человек. А технология-то человеческая! Или к пятимиллионому году понятие "человечество" реально расширит свои рамки. Ой, да в самом деле! Это Доктор Кто! Не надо искать в нем логику, сериал не о том). Так вот. Нардол принес прямо... Ну не знаю что. Просто смех сквозь слёзы наверное. И немножко Ривер - в музыке, в междустрочье,
Билл впервые уместно козырнула ориентацией. Зал ржал (есть подозрение, что больше всего зал ржал над выражением лица Капальди, но ржал же). И да, я хочу отметить, что очень люблю Билл. Она самая простая спутница, задающая самые логичные и человеческие вопросы. Но вот нарочитое "выпяливание" ориентации в некоторых сериях мне откровенно не нравится. Я очень толерантный человек! Очень! Просто Рори вон никогда не говорил: "Кстати, Доктор, ты в курсе, что я гетеросексуал? О! Круто. Я чертовски рад, что ты в курсе.
Капитан мне понравился. Действительно понравился. Хороший достойный человек со своими слабостями. И его слова о готовности к смерти и надежде - это аусвайс в прошлое, напоминание о том, как жестоко давать надежду за секунду до смерти (как когда-то сделал Доктор с Кларой).
Идея с Рождественским перемирием была хорошая. Вспомилось то письмо, что зачитывал Капальди на праздновании годовщины окончания Первой мировой войны. Всё в этом мире однако взаимосвязано и в "Докторе" такие тайми-вайми сплошь и рядом.
В допах Брэдли говорит, что едва не прослезился, когда снимали сцену с Рождественским гимном. Честно говоря, она очень красивая, очень глубокая, но меня не особенно тронула. Я даже знаю почему. Потому что это их... Это британское. Если бы это было наши солдаты, то рыдали бы мы. Это они знают эту историю с детства, мы знаем лишь понаслышке. Я смотрела на реакцию остальных в зале - все ощущали некое просветление, светлую грусть, но слёзы были уже позже. Хы, я в тот момент наивно решила: "Уф, ну вот я же не плачу сейчас. А Брэдли говорил, что он плакал. Зря глаза на накрасила". Однако поревела всё равно, уже потом да, в финале.
Потом Первый Доктор регенерировал. Кстати, вот эти моменты интеграции с черно-белыми Доктором - это было очень здорово сделано. Рейчел всё-таки потрясающий режиссер. Благодаря этому "ремастерингу" сюжет получился цельным. Не было ощущения, что Первого Доктора выхватили из контекста, что "тогда вот всё было черно-белое, а щас не то, не то". Отлично сделано. И вот оно... Первый регенерировал, а Двенадцатый остался на поле боя, чтобы принять окончательное решение. И, о господи... Режиссер и оператор так здорово поработали с Питером, так верно расставили акцент, что зал забывал выдыхать время от времени.
Ну что... Двенадцатый был великолепен. Прыгал из окна, скакал на лошади, заползал в далека, сражался со страхом, фехтовал ложкой, грабил банки, работал школьным завхозом, делегировал свои полномочия спутникам, освобождал мумочку, путешествовал в сумке Клары и рукой двигал ТАРДИС, водил детей на лесную прогулку, спускался в ад и с размахом отмечал день рождения, повторял трюк супруги: "ТАРДИС, лови меня, я вылетаю", затыкал Санту Клауса и катался в санях, заставил чуваков из средневековья побить рекорд Дэнни Пинка по копанию колодцев, выехал с электрогитарой на танке (мельчаший-незаметный-анахронизм), катался на машинке Давроса, мечтал зацеловать призраков и обыграл-таки Бетховена, создал бессмертного викинга и сто раз об этом пожалел, был Доктором Диско и Доктором Фанкиштейном, и просто Доктором, прыгал с парашютом, иногда проигрывал, но не отчаивался, создал Доктора Клару и потерял ее, 4,5 миллиардов лет рассказывал одну и ту же сказку Братьев Гримм, прорвался на Галлифрей окольным путем, чтобы на глазах целой армии съесть свой суп, а потом стал Лорд Президентом, украл очередную ТАРДИС и спутницу, потерял о ней память и не-поймал-рояль, ужинал с супругой долго и счастливо двадцать четыре года, потом укатил с ее слугой в канон Марвелла, выкрал мистера Надувайку, занялся преподаванием и репетиторством, познакомился с живой лужей, нанялся надзирателем в Хранилище (читай: пижамная вечеринка со старым другом - музыка, фаст-фуд, страшные истории), улыбался роботам, когда было не смешно, дал в челюсть расисту, но не спас старину Пита, поработал дедушкой и грузчиком, ослеп, тусовался в Ватикане и отправил себе письмо из цифрового мира, не понравился монахам, понравился монахам. прогнал монахов, пил чай на Марсе, был на малой родине собственного тела (выжил), прокатился к черной дыре, показал Венерианское айкидо (плюс еще один Мастер, минус одна Спутница),
Но не это главное. Двенадцатый умел говорить так, как не говорил ни один из ньюскульных Докторов. Его монологи глубокие, сильные, проникновенные. Пожалуй, это хорошо, что рейтинг сериала 12+, потому что все те вещи, что он говорит, несут глубокую мораль. Всегда.
И вот очередной монолог перед регенерацией. Пожалуй, именно на нем я и прослезилась. Настолько глубоко Питер пропустил Доктора через себя, столько важного он принес в фандом.
Хм... Хотела написать пост про рождественский спешл, а вышел пост прощания. Что ж... Так уж сложилось, что Двенадцатый стал моим Доктором. Тем самым, самым любимым и близким по духу, потому прощаться с ним особенно грустно.
В финале нам показали Тринадцатую. И мне зашло. Сразу, с порога, я не знаю почему. Просто вот зашло и всё. Так что, думаю, у нас с ней всё сложится. Второй день слушаю "великолепные" теории о том, что "ТАРДИС выбрасила это недоразумение в космос, так ей и надо". С каждым новым Доктором всё одно и то же, это да. К слову о финале, я здесь не сомневаюсь, что ТАРДИС выбросила ее ну как минимум ради того, чтобы спасти (а то, смотрю, там взрыв намечался), как максимум - возможно имеет место влияние кого-то третьего. Но Чибнеллу заранее респект за этот момент. Такой прием мы уже видели у Моффата. Когда в первой серии с Питером Клара искренне недоумевала, почему Доктор такой старый, если его лицо новое. И как к этому привыкнуть. Тогда зрителя ловко провели через осознание ситуации глазами Клары. Вот, мол, не только вы негодуете, смотрите, Клара тоже. Но Доктор в конце вам всё объяснит. И вы это примете. И ведь приняли же!
По-видимому, Чибнелл пошел по тому же пути. Сейчас есть время позлорадствовать: "Вот, даже ТАРДИС не хочет Доктора-женщину". И теперь многие, кто кричал, что не станет смотреть сериал с Джоди, пойдут смотреть первую серию. Потому как интрига же. "Хм, я ее ненавижу, ТАРДИС ее нанавидит, а чё ваще будет-то?" В "Глубоком вдохе" был Смит, который позвонил Кларе, чтобы объяснить: "Перед тобой, Клара, всё тот же Доктор и ему сейчас очень-очень тяжело (и из-за твоей реакции, дорогой зритель, тоже). Так что прими его, разгляди". И есть у меня подозрение, что теперь на месте Смита будет ТАРДИС. Это она объяснит, что Доктор всё еще Доктор и его [ее] пол не имеет никакого значения. Но это пока всего лишь теория, да.
Пойду пересматривать серию. Хотела фанфик пописать, но, похоже, сегодня совершенно не те эмоции. Хочется вздыхать за бокалом вина и грустить о закончившейся эпохе.
"Все заканчивается и это грустно, но и все начинается снова и в этом счастье. Будьте счастливы".