Здравствуйте, друзья-фикрайтеры!

У меня к вам вопрос, если это можно назвать вопросом.

Для начала признаюсь, что склад ума у меня скорее математический, потому мне важно систематизировать всё и всегда, иначе я попросту материал не понимаю. К примеру самый жуткий экзамен в моей жизни был, когда поступала в аспирантуру и сдавала философию. Вот ее-то систематизировать очень трудно, особенно, когда дело касается отдельных суждений.

Но разговор не о том. Не так давно я задумалась, что мои знания о теоретических аспектах построения текста очень ограничены. В смысле, я читала кое-какие вещи, многое применяю, но всё не то.

Расскажите мне, какие есть способы подачи фактов?

Сейчас поясню. Вот пишите вы детектив например. Фокализация на Гарри Поттере, всё через призму его сознания подается читателям. Ищет он убийцу, улики находит, додумывает чего-то...

Вот эти улики - способ подать факты. Нашел трость - ага, у убийцы есть руки, нашел тапки - ноги тоже есть, обнаружил стеклянный глаз - а вот этого добра убийце недодали.

То есть читатель получает информацию через внутренний монолог персонажа. И если этот персонаж какие-то факты не знает, то нужно оставить ему крючки, за которые он может уцепиться.

Положим, это Люциус кого-то заавадил. Улики ведут сначала к Дамблдору, потом к Рону, но всё не то. И тут Гарри понимает, кто виновен. Они с Люциусом сталкиваются, по заштампованной традиции пытаются друг друга убить. Злодей повержен и начинает рассказывать, что убил жену потому, что она храпела громче любовницы и совсем не умела готовить.

Вот этот вариант подачи фактов я обзываю диалоговым. Два персонажа беседуют и раскрывают читателям истину.

Можно эту истину подсунуть в виде статьи из газеты или книги. Это уже не к детективу, а ближе к АУ. Читает герой историю магии, а там в выдержке рассказывается, кто такие полукровки.
Или двое смотрят инструктаж "Как юзать бункер под землей?", записанный на видеокассете. Это привет сериалу "Lost".

Какими еще способами можно обрушить на читателя факты?

Мне опять кажется, что информации о придуманном мною мире слишком много, а инструментов слишком мало. И от этого нудно-о-о-о.